МОУ ДОД «Балашовская районная детская музыкальная школа»
Открытый урок
по музыкальной литературе
(4 класс фортепиано)
на тему:
«Симфонический оркестр»
Подготовила и провела:
преподаватель МОУ ДОД
«Балашовская РДМШ»
Падалкина И.В.
Место проведения:
С. Старый Хопер
Дата проведения:
09.10.2013 года
Тема урока: «Симфонический оркестр»
Цель: познакомить с историей развития, составом, группами оркестра, звучанием некоторых инструментов; развивать и обогащать слуховой опыт;
развивать умение слышать тембры; воспитывать музыкальный вкус и любовь к музыке.
Музыкальный материал:
Тема Пети из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»
«Шутка» из сюиты №2 И. Баха,
Тема Золотого петушка из вступления к опере Н. Римского – Корсакова «Золотой петушок»,
«Быдло» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского,
«Полет Валькирий» из оперы «Кольца Нибелунга» Р. Вагнера,
Вступление к «Песне Леля» из оперы «Снегурочка» Н. Римского – Корсакова,
«Испанский танец» и «Вальс цветов» из балета П. Чайковского «Щелкунчик».
Технические средства: ноутбук, DVD плеер.
Технический материал: диски DVD, аудиозаписи.
План урока:
1) Опрос домашнего задания и закрепление пройденного на прошлом уроке.
2) Продолжение знакомства с симфоническим оркестром:
группами медных духовых, ударных и других инструментов.
3) Закрепление пройденного, оценка ответов учащихся, подведение итогов.
Ход урока.
Сегодня мы продолжим тему прошлого урока, а тему вы назовете мне сами после того, как выполните задание на доске.
На доске написаны определения слов, связанных с темой симфонического оркестра, надо расставить соответствующие им понятия по местам.
Коллектив музыкантов, исполняющих различные произведения – Оркестр.
Управляет оркестром – Дирижер.
Нотная запись всех партий инструментов оркестра – Партитура.
Произведение для симфонического оркестра сложного строения (3,4 части) - Симфония.
Играет весь оркестр – Тутти.
Играет один инструмент – Соло.
Так какова же тема нашего урока?
Конечно, же, Симфонической оркестр.
Действительно, на прошлом уроке мы начали с вами знакомиться с симфоническим оркестром. Сегодня мы продолжим это увлекательное путешествие в мир симфонической музыки.
Из каких групп состоит Оркестр?
Записываем на доске все группы:
- Струнные смычковые.
- деревянные духовые,
- медные духовые,
- ударные,
Отдельно в оркестре используются: рояль, челеста, арфа, не входящие ни в одну из названных групп.
Показываю слайды с изображением инструментов.
Звучит тема Пети из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк», после прослушивания задаю вопросы: «Как называется прозвучавшее произведение? В чьем исполнении вы его услышали?»
От учеников, вероятно, услышу такие ответы: тема Пети из сказки «Петя и волк» С. Прокофьева в исполнении струнных смычковых инструментов симфонического оркестра.
О них нам расскажет Айдинян Лианна.
Звучит «Шутка» из оркестровой сюиты И. Баха.
Расскажите о группе деревянных духовых инструментов. (Айдинян Лианна отвечает на поставленный вопрос) Ответ должен содержать название инструментов этой группы, признаки их, объединяющие в группу. Каждая ученица получила задание, дополнительно узнать об одном из инструментов своей группы.
Звучит «Шутка» И. Баха из оркестровой сюиты №2.Дети вспоминают, звучание какого инструмента они слышали на прошлом уроке и к какой группе симфонического оркестра они относится.
О флейте и группе, к которой она относится, нам расскажет Кошелева Юля.
Давайте продолжим знакомство с другими группами оркестра.
Показываю слайд с группами оркестра, перехожу к рассказу об инструментах медной духовой группы. Звучит тема петушка из вступления к опере Н. Римского – Корсакова «Золотой петушок» в исполнении трубы с сурдиной.
Тубу (самый низкий медный духовой инструмент) использовал М. Равель для того, чтобы ярче показать при помощи оркестровых красок тяжелый ход телеги в пьесе «Быдло» в «Картинках с выставки» М. Мусоргского.
Предлагаю послушать очень известное произведение немецкого композитора 19 века Р. Вагнера «Полет валькирий» (сопровождаю звучание показом картины К. Васильева «Валькирия») и обращаю внимание на звучание медных духовых инструментов: валторн и всей группы.
Рассказываю об ударных инструментах: имеющих и не имеющих высоту звучания.
Вступление к «Песне Леля» из оперы «Снегурочка» Н. Римского – Корсакова служит примером для звучания литавр, имитирующих раскаты грома. Звучание кастаньет в «Испанском танце» из балета П. Чайковского «Щелкунчик».
Самые сказочные фрагменты в музыке изображены при помощи арфы (показ слайда) вернемся к музыке из балета «Щелкунчик» - это «Вальс цветов».
Особенного звучания инструмент ввел в оркестр П. Чайковский в своем балете, чтобы показать «Танец феи Драже» (звучит фрагмент в DVD записи)
Мы познакомились со всеми группами симфонического оркестра, и теперь можем проверить наши знания: игра на ноутбуке с таблицей названий и изображений инструментов (Кошелева Юля) и с карточками (Айдинян Лианна).
Это маленькая часть того, что мы можем знать об оркестре, вы бы хотели знать о нем больше? Для этого нам предстоит много и упорно знакомиться другими композиторами и их сочинениями. А сегодня вы хорошо поработали, ответили на все мои вопросы и заслужили высших похвал. (оценки в дневник выставляю за урок).
Подвожу итог:
Домашнее задание: вписать недостающие инструменты различных групп оркестра, отгадать загадки об инструментах.
Ответить на вопрос: верно ли утверждение.
- В симфоническом оркестре 4 основные группы инструментов.
- К группе деревянных духовых инструментов относятся флейта, гобой, фагот, валторна.
- К группе струнных смычковых инструментов относится скрипка, виолончель, арфа, контрабасы.
- Самый низкий по звучанию инструмент деревянной духовой группы-контрафагот.
- Медные духовые инструменты – труба, туба, тромбон, валторна.
- Родственницей органа является флейта.
- Симфонический оркестр возник в 18 веке.